Рубрика Metasalon.by Бизнес-леди
Мария Владимировна Кажина — врач акушер-гинеколог, доктор медицинских наук, профессор — о душевной медицине, профессиональном выгорании и лучшем месте для отдыха. А как лицо медицинского центра «Клиника женского здоровья» в Гродно она расскажет о том, сложно ли заниматься семейным бизнесом.
Мария Владимировна Кажина
замужем, 2-е детей
- член Европейского Общества контрацепции и репродуктивного здоровья, Берлинского общества акушеров-гинекологов, Польской ассоциации гинекологов
- считает, что если пациент что-то не понял — это вина врача
- трудоголик
- владеет английским и польским языками
- готова потратить все деньги на парфюм
- ценит уединение
2012 год стал для Марии Владимировны переломным. В копилке достижений успешного врача и учёного на тот момент уже было множество званий, членство в почётных зарубежных медицинских обществах и ассоциациях, слава профессионального и чуткого доктора.
Однако жизнь расставила свои акценты: научная карьера в Гродненском государственном медицинском университете была прекращена. Настал период критического переосмысления жизненных позиций.
Сын Максим предложил попробовать силы в частном медицинском бизнесе. Сомнений было много.
Однако, использовав небольшие финансовые накопления и частные займы, Кажина Максим все же открыл «Клинику женского здоровья». Выхода не было – нужно было поддерживать сына в его начинаниях.
«Сначала я не была так в себе уверенна. Поэтому устроилась работать в другой медицинский центр, чтобы понять: могу ли я этим заниматься в частном порядке. Оказалось, что ко мне была большая запись, я увидела, что такие услуги востребованы. Такой опыт стал для меня стартовой площадкой в частном бизнесе».
Автор Metasalon.by интересуется:
— Как были распределены функции в самом начале ведения совместного бизнеса и произошли ли какие-то изменения сейчас?
— В самом начале мы договорились, что моя работа – медицина (хороший врач не может быть управленцем), все остальные управленческие функции были и есть на плечах Максима. Это изначально был его проект, и до сих пор он принимает все ключевые решения у нас в организации.
Конечно, в начале у нас были какие-то трения. Люди всегда, когда дело касается семьи и бизнеса, пытаются вмешиваться и в жизнь, и в функциональные обязанности друг друга. Но сейчас все шероховатости более или менее притёрлись.
Я всегда хотела заниматься чистой медициной, без каких-либо бюрократических препятствий. Мой сын Максим обеспечивает мне такую возможность, хоть и приходится работать очень много.
Максим Кажина, руководитель «Клиники женского здоровья»: «На первых этапах мы совмещали много обязанностей. Я, например, кроме основных функций был «санитаркой» (мыл полы, убирал), курьером и администратором. Для многих это было несколько странно, что в женском медицинском центре трубку поднимает мужчина. Но это наш путь. И теперь мне это помогает при найме людей. Ведь я на себе прочувствовал работу каждого сотрудника, кроме, конечно, врачей».
Мария Владимировна Кажина продолжает:
— В основе нашего бизнеса всегда лежала идея: НЕ сделать платную «поликлинику». Мы хотели создать нечто интимное в отношениях с пациентами, домашнюю атмосферу, чтобы клиентам было комфортно, чтобы они перестали бояться врача. Ведь такой подход обеспечивает своевременное обращение в медицинское учреждение, а, значит, шансы получить запущенное заболевание меньше.
Нам представляется, что сегодня государственная медицина не такая «душевная». Вы скажете: «У врача нет времени». А я считаю, что есть врачи, которые умудряются в эти несколько минут вложить столько души, что пациент всё равно к нему будет идти.
«Я считаю, что если пациент чего-то не понял или остался недоволен приемом — это всегда вина врача. Ты должен «крутиться» как хочешь, становиться на уровень своего пациента и любую информацию донести до него на понятном языке: почему мы рекомендуем именно такую процедуру, такую дозировку лекарств и так далее. Врач всегда несет персональную ответственность за своих пациентов».
— Как Вы думаете: что сформировало Ваши представления о том, какой должна быть медицина и сервис?
– Многие взгляды на эти аспекты я «подсмотрела» во время поездок с мамой по научным форумам заграницей. Она была биохимиком и работала в команде академика Юрия Михайловича Островского, известного не только в Беларуси, но и далеко за её пределами. Мама была очень увлечённым человеком, занималась экспериментальным канцерогенезом – это область биохимии, которая работает над созданием новых лекарств от рака.
Моя мама не очень хорошо знала английский язык (она учила немецкий), а я наоборот владела английским и польским. Так оказалось, что я стала очень полезной при поездках на конференции, где помогала ей переводить, читала доклады. В последующем, когда стало ездить ещё проще, к этому делу я привлекла дочь и сына, чтобы у них тоже была возможность видеть и сравнивать: как работает медицина за рубежом.
— Вся Ваша семья связана с медициной: мама – биохимик, Вы – гинеколог, сын занимается медицинскими аспектами юриспруденции, дочь — детский хирург, муж – детский реаниматолог. С учётом всех сложностей профессии Вы бы хотели, чтобы внуки продолжали Ваше дело?
– В целом у нас семья медицинская, и наши дети росли в такой среде, что родители всегда «на подъёме»: нас могли разбудить ночью и вызвать на сложные случаи. Воспитанием детей мы почти не занимались.
Социальная часть нашей жизни, то, что ты оставляешь после себя – это очень важно. Если ты катаешься с ребёнком с горки, но при этом жертвуешь своей работой, то этот ребёнок никогда не будет нормальным работником. Потому что он будет знать, что надо разделять семью и работу.
В медицине должно быть одно правило – ты должен быть милосердным. Если ты можешь пройти мимо страдающего человека, животного – всё, врач ты никакой.
Надеюсь, что и дети моих детей тоже будут придерживаться таких принципов.
Опыт поколений в династиях – это очень важно. Тем более в медицине – это всегда наставничество. Никто так не научит, как мама с папой, никакой учитель: и пироги печь, и сапоги шить, и медициной «заниматься».
— Предъявлять окружающим и соответствовать самому таким высоким стандартом тяжело. Бывает ли, что хочется на время взять паузу?
– Кто-то работает, чтобы отдыхать. А я вот хотела бы работать, я не хочу отдыхать. Мне говорят про профессиональное выгорание. Я этого термина не понимаю: кто его придумал и для чего? Никакого профессионального выгорания в медицине быть не может! Может быть физическая усталость, когда ты часами стоишь у операционного стола, можно истощиться от того, что у людей, пациентов разная энергетика. Ты устаёшь физически, морально.
Если есть выгорание – это значит не правильно выбранная профессия.
— Важно ли для врача одеваться хорошо, если большая часть дня проходит в белом халате?
— Есть такое искушение: не думать о стиле. Тем не менее, стиль это то, что у тебя либо есть, либо нет. С чувством стиля нужно родиться. Когда мы с мамой начали ездить по европейским странам, я, наконец, увидела: как одеваются люди. Это отразилось на мне. Мама у меня спокойно относилась к одежде. И с какого-то момента я стала всё покупать и ей, и себе.
Потом у меня появилась возможность шить одежду на заказ. За какой-то период времени нашила себе такое количество одежды, что кажется: я её вряд ли сношу до конца жизни. Это классические образцы: приталенные платья по фигуре, костюмы брючные, юбки. Единственное, что теперь надо соблюдать диету, чтобы «влезать» в это.
— То есть Вы предпочитаете диету физическим нагрузкам?
— Да, я за диеты. Известен факт, что после 35 лет наш обмен веществ уменьшается в среднем на 5% каждые 5-7 лет. И к моему возрасту я должна на 15-20% просто съедать меньше. Многие этого не знают и питаются как в молодости. К переходному возрасту они набирают вес и думают: это потому что наступил климакс. Это не так. Просто организм не тратит столько энергии, сколько раньше. Вторая часть этих людей начинает бегать. Но это тоже противоестественно.
Человек в возрасте может прибежать только к инфаркту. Либо занимайся спортом всю жизнь, либо не начинай бегать в 60.
Поэтому любые резкие изменения – это плохо: надо всё делать умеренно и вовремя. Я понимаю: моя физическая активность уменьшилась и мне надо меньше есть, иначе я начну набирать вес.
В целом у меня не очень насыщенная жизнь. Стараюсь иногда гулять с дочерью, с сыном. У нас есть дача, пробуем там сделать родовое гнездо. В последующем я бы хотела жить там.
Очень не люблю большие скопления людей, мне не комфортно. Когда мне нужно куда-то ехать – для меня это всегда проблема. В молодости я была массовиком-затейником, занималась бардовской песней. И, наверное, этого было много и вовремя. И, на мой взгляд, это очень важно: когда всё происходит вовремя. Эти «перекосы» женщин в возрасте связаны с тем, что они чего-то не дополучили в какой-то период жизни и сейчас пытаются реализовать всё и сразу. Мне в этом смысле повезло и теперь мне не хочется ни песни петь, ни общественной деятельностью заниматься, ни спортом заниматься. Максимум для меня – это прогулки.
— Что Вы добавите в перечень идеальной расслабляющей обстановки для Вас: загородный дом, уединение, камин…?
— Я люблю читать детективы. Наша профессия очень похожа на работу следственных органов. Нам также надо выяснить, докопаться до истины. Предпочитаю детективы с хитроумными сюжетами в стиле Агаты Кристи, Сименона. Читаю понемногу и перед сном, поэтому на произведение уходит много времени.
— Как найти баланс женщине: личные интересы, бизнес, семья?
— В этом не может быть равновесия. Для меня 2 вещи в жизни важны: это моя работа и мои дети, как моё продолжение.
В медицине всегда нужна жертва, в том числе и детьми, так как это особая профессия, которую нельзя ни с чем сравнить.
Даже сотрудники МЧС спасают строго в свою смену. Здесь же ты начал – и должен завершить. Люди не болеют в рабочее время врача. Люди болеют тогда, когда они болеют, и это к рабочему времени не имеет никакого отношения. Если ты что-то назначаешь, ты в ответе за этого человека и ты должен быть доступен 24 часа.
Поэтому найти баланс невозможно. Это колебания, которые нужно стараться уравновесить, но это всё равно будет неправда по отношению к кому-то. Чем ты честнее отвечаешь себе, тем лучше. Я в этом смысле — плохая жена, надеюсь, что хорошая мать, и верю, что приближаюсь к достойному врачу. Так я себя вижу.
Вела беседу Ольга Малигон
Фото из личного архива М.В.Кажиной и фотокоррепондента Metasalon.by Наталии Красочка
© Перепечатка инфо и фото возможна с разрешения редакции Metasalon.by с указанием активной ссылки на источник
Мария Владимировна очень внимательный и душевный доктор. Ни у кого так, как у нее на приеме себя не чувствовала
Врач от Бога — это именно о Марине Владимировне!!! Грамотный специалист, душевный человек, всегда все доступно объяснит, любая медицинская манипуляция и диагноз с ней не страшен!!!
Мария Владимировна — тот Врач, который располагает к доверию с первой встречи. Обстоятельный подход, внимание к деталям, искренность и профессиональный опыт нивелируют страх перед докторами у пациента и неуверенность из-за нехватки знаний о своем организме. Готовность помочь в любое время действительно о ней. Хотелось бы побольше таких врачей. В Клинике на самом деле чувствуешь себя уютно и надёжно. Спасибо за Ваш труд!
Что значит: вина врача, если пациент чего-то не понял?
Это как-то занадта по отношению к коллегам. Как посмотришь- идеальный доктор…В реальной жизни обычных врачей всё немного иначе и не знать об этом и отрицать это. Как так? На пациентов нет ни сил ни времени ни здоровья. Врачи выгорают, кто не попал в хорошую струю…или уходят. Склоки между коллегами, безответственность, конфликты с пациентами, горячая линия, на которую самому иногда хрчется позвонить… Бумаги иногда не бывает.
А тут найди с пациентами общий язык. Ну как так однобоко…?((( Просто очень обидно, что доктор такое говорит. Складывается ощущение, что поднимает себе оценку за счёт других врачей.
Ещё много чего хотелось бы сказать…есть что, но хз.
Для меня никогда человек ставящий на первое место работу (а особенно женщина !),каким бы она врачом не была — не будет человеком (врачом)с большой буквы…Сложилось впечатление, что муж вообще где-то затерялся на последних местах.
Еще не хватает тут того умника, кто скажет, что место женщины — на кухне)))) Т.е. женщина не может быть профессионалом и посвятить себя делу, иначе некоторые посчитают это ненормальным. а я вот скажу таким комментаторам — идите-ка вы на кухню и варите борщ!!! Не вам решать, кого с большой буквы называть, вы слишком ограничены для этого…
статья о бизнесе и медицине, а вам подавай подробности про мужа и т.д.
Мария Владимировна очень грамотный и опытный специалист!Человек с большой буквы Ч и огромный профессионал!!! Кроме всего этого сразу чувствуется любовь к своей работе и желание помочь пациентам. Умеет расположить к себе. Всегда подскажет, поддержит, доходчиво объяснит простыми словами. Золотой человек!!!Спасибо ей большое:)!!!
А при чем тут вообще муж?!
Если он не приложил никаких усилий для развития этого дела, то конечно он «затеряется».
Мария Владимировна, как врач и специалист, себя сделала полностью сама.
И тот, кто хотя бы немного знаком с ней и ее семьей, знает это.
Профессионал в любом деле всегда отличается какой-то «однобокостью». И это ни хорошо, ни плохо. Это факт, это цена за высочайший уровень мастерства. Любая гипертрофия возможно за счет чего-то… или кого-то.
Очень удобно оправдывать себя склоками, безответственностью или отсутствием времени. Вы сами делаете выбор принимать в этом участие или нет. Вы свой выбор, по-видимому, сделали. Имейте мужество жить с ним.
Большое спасибо Марие Владимировне за откровенное интервью.
Действительно, очень мало у нас осталось таких специалистов.
Очень хочется ее поддержать и пожелать ей удачи.
Светлана, я свой выбор сделал и он меня устраивает… С мужеством в плане выбора в большей степени все норм, а если что не так, я разберусь. И я не для вас этот коммент писал.
Но если вступать в спор, то тогда вернитесь для начала к реальности бытия. Врач может быть что-то и должен пациенту, но зачем разрывать себя за 300-500 долларов в месяц ради людей, которые не хотят лечится, а хотят чтобы их вылечили (доктор, у меня на следующей неделе день рождения, подлечите побыстрей мой панкреатит и язву побыстрее). Кого воспитываете- того и закапывают.
Какие вы выводы из вышеизложенного вынесли?
Уважаю Марию Владимировну! Лучший врач, которого я встречала!!!! Мой авторитет
Мария Владимировна помогла мне стать мамой! Я рада , что обратилась в ее клинику за помощью, благодаря ее профессионализму нам с мужем удалось избежать неудачных попыток , так как сразу были выявлены возможные риски!
Мария, наши поздравления!